Россия: новые изменения в области репродуктивной медицины в законе о детском здравоохранении

12.05.2011

Министерство здравоохранения и социального развития подготовило законопроект “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, который должен стать базовым документом для отечественного здравоохранения. Начало открытого для общественности обсуждения законопроекта в Госдуме запланировано на середину мая. О том, что изменится с вступлением нового закона в силу в системе медицинской помощи женщинам и детям МедНовостям рассказали директор департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России, заслуженный врач России Валентина Широкова и заместитель директора департамента Олег Филиппов.

- Какие положения законопроекта, касающиеся охраны здоровья детей, вы считаете наиболее важными?

Валентина Широкова: Если говорить в целом, этот закон, с моей точки зрения, впервые ввел целый ряд понятий о новых видах медицинской помощи. В части детского здравоохранения и родовспоможения - это, конечно, регламентация вспомогательных репродуктивных технологий, введение понятий орфанных заболеваний, паллиативной помощи, что очень важно для педиатрии, поскольку это впервые будет законодательно закреплено. А значит в дальнейшем можно будет издавать подзаконные акты, регламентировать и конкретизировать те или иные аспекты оказания помощи. Те же орфанные заболевания несколько десятилетий назад не диагностировались, о них и не слышали… А сейчас современные методы диагностики помогают их выявлять. Есть заболевания, когда на всю страну насчитывается четыре больных ребенка, но им надо все равно помогать. Препараты стоят очень дорого в силу того, что нет массового спроса, и фирмы не слишком-то заинтересованы в производстве. И это проблема, которую необходимо решать. Шаги к ее решению мы закладываем в законопроекте.

То есть все новое, что отражает прогресс медицинской науки и изменения в ментальности общества, в отношении к своему здоровью, есть и в законопроекте, и мы надеемся, все это в целом поможет улучшить качество медицинской помощи женщинам и детям, этой самой важной, с моей точки зрения, категории.

- Новым законом оговаривается право на криоконсервацию и хранение половых клеток и эмбрионов. Как планируется регулировать предоставление соответствующих услуг?

О.Ф.: Услуги криоконсервации и хранения половых клеток предоставляются в ряде частных клиник, в центрах вспомогательных репродуктивных технологий, но, по сути, эта сфера сегодня не регламентирована законодательством, не разработаны требования к качеству и порядку предоставления такого рода услуг. Но поскольку этот вид услуг активно развивается, поэтому необходимо привести законодательство в соответствие с практикой. Будет утвержден перечень учреждений, которые имеют право на такую деятельность. И это то новое в законопроекте, что позволит гарантировать гражданам, которые захотят воспользоваться этими услугами, качество, и защитить их интересы.

- В законе говорится, что финансирование услуг по криоконсервации и хранению половых клеток осуществляется за счет средств граждан...

О.Ф.: «За счет граждан и иных средств, предусмотренных законодательством», - записано в законопроекте. То есть, если человек хочет обеспечить сохранение своих половых клеток - это его личное пожелание, и он платит за это деньги. К тому же хранение половых клеток еще не означает, что эти клетки будут когда-то использованы. Но могут быть и другие источники финансирования, допустим, предприятие, работодатель. Если человек занят на каком-то производстве, которое может повлиять на фертильность, тогда в договоре, в контракте это может быть прописано, как и предоставление работнику медицинского обслуживания.

- В законе говорится о том, что пациентка, получающая донорские половые клетки, имеет право получить информацию о состоянии здоровья и национальности донора. Как предполагается гарантировать соблюдение последнего требования, ведь графы “национальность” в паспорте сейчас нет?

О.Ф.: Если женщина хочет иметь ребенка от донора определенной национальности, это возможно, но в таком случае ее обязательно предупредят, что данные получены со слов самого донора.

- Предполагается ли законопроектом гарантия анонимности доноров половых клеток? О.Ф.: Да, безусловно. Анонимность донора должна быть обязательно гарантирована и будет прописана в подзаконных актах.

- В некоторых странах такой гарантии нет…

О. Ф.: Но это вызывает ряд правовых проблем. У нас вот недавно рассматривалось обращение. Женщина воспользовалась спермой донора, у нее сейчас ребенок, но нет работы. И она подала в суд требование «рассекретить» донора, потому что, по ее мнению, он, как отец, должен помогать ей растить ребенка. Такие моменты обязательно должны быть учтены в законодательстве.

- Кто может воспользоваться услугами суррогатной матери: семейная пара, одинокая женщина, одинокий мужчина?

О. Ф.: В законопроекте сказано: «…родителем рожденного ребенка будет один или оба человека, чьи половые клетки использовались». То есть, это могут быть и женщина, и мужчина, и семейная пара.

- То есть нет такого требования, что у ребенка, который появляется на свет с использованием вспомогательных репродуктивных технологий, должна быть полноценная семья?

О. Ф.: Нет, мы не можем лишить возможности воспользоваться вспомогательными репродуктивными технологиями женщину, которая не состоит в браке, даже если этот ребенок не будет иметь полную семью. А если женщина забеременела естественным путем, но она не замужем и будет воспитывать ребенка одна? Мы же не станем требовать, чтобы она не рожала.

- Одно дело – забеременеть естественным путем…

О. Ф.: Нет никакой разницы. И в том и в другом случае речь идет о желании женщины родить ребенка, независимо от способа зачатия. К тому же в дальнейшем у этой женщины может появиться полноценная семья.

 

medportal.ru

 


 

Читайте также:
Международное агентство по сопровождению репродуктивных технологий | Донорство ооцитов, эмбрионов и спермиев
© 2025 – Международное агентство по сопровождению репродуктивных технологий. Все права защищены.