Постмортальная репродукция: вопрос регистрации детей
Сенсация в мировой репродуктологии произошла в одном из московских роддомов: трое мальчиков и девочка родились спустя три года после смерти их отца. Чудо стало возможным благодаря программе суррогатного материнства. Но в ЗАГСе отказали в регистрации детей.
Мальчишки-симпатяги с удовольствием позируют перед объективом, а красавица Маша даже запела. "Сын хотел, чтобы у него родилась девочка. Сам выбрал и имя - Мария, в честь Богородицы, - рассказывает бабушка малышей Ламара Келешева. - Семья, продолжение рода - вот что было для него главным".
Ламара Феохаровна - успешный ученый, доктор медицинских наук, академик Российской секции Международной академии наук. В НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина руководила лабораторией физиологии мотиваций. Изобретения, внедрения новых препаратов для лечения алкоголизма... Но главным счастьем для нее и мужа был сын Миша. "Нежный и чуткий, - рассказывает она о нем. - Первым его словом стало "читай". И заговорил он стихами Пушкина, которые я ему рассказывала на ночь. Раз прочитаю стихотворение, а на следующий день он повторяет". Потом Миша и сам стал писать стихи - на русском и греческом. Один был ему родным по месту рождения, другой - по крови. Но так получилось, что первая книжка вышла в свет на сороковой день после его смерти...
Страшный диагноз - острый лейкоз - Мише поставили в 23 года, в мае 2005-го. Тогда он был студентом технического вуза в Греции. И началась борьба за жизнь. "Все три года сын держался стойко, - вспоминает Ламара Феохаровна. - Порой врачи ему говорили даже такую печальную информацию, о которой умалчивали мне. Они знали - Миша будет только больше прикладывать сил, чтобы справиться с болезнью". Перед курсом химиотерапии молодому человеку, как обычно делается в подобных случаях, предложили сдать сперму на криоконсервацию. Ведь после такого лечения шансов стать родителем остается мало, но потом при желании человек может воспользоваться генетическим материалом и благодаря программе суррогатного материнства иметь своего ребенка. Чего так хотел Михаил. В их многолюдном роду - культ детей. Бабушка Ламары - мать-героиня - родила десятерых. Отца Ламары назвали Феохарисом, что означает "богом данным", потому что он появился на свет, когда его отцу было уже пятьдесят лет. Сама Ламара в семье - первая из троих детей.
Усилия врачей оказались тщетны... Только мысль о том, что она может исполнить мечту сына о продолжении рода, помогла Ламаре справиться с горем. И все же за благословением она обратилась к духовному отцу сына - игумену монастыря Святой Троицы, расположенного близ Салоник. Ламара шла к отцу Кириллу со смятением. Даже муж был категорически против "посмертных внуков". А вдруг и от святого отца получит отказ, ведь многие служители церкви осуждают вспомогательные репродуктивные технологии. Беседа была долгой. "И отец Кирилл дал свое благословение, - рассказывает Ламара. - Только сказал: родиться детям или нет - это в руках Господа".
...Необходимо было найти двух женщин - ту, что согласится пожертвовать свои клетки, и суррогатную мать, готовую выносить ребенка. И, конечно, нужны были деньги, ведь даже одна попытка по программе суррогатного материнства стоит десятки тысяч рублей. Их собирали всей большой семьей, в которой не принято делить детей на "своих" и "чужих". У Ламары Феохаровны только двоюродных братьев, живущих в России, Украине, Грузии, Греции, 46... Вначале она обратилась в одну из клиник Грузии. Пять попыток закончились неудачно. Шансы на благополучный исход были практически на исходе, когда Ламаре подсказали клинику в Донецке. "Бог свел с замечательным врачом Светланой Турбанист, - с благодарностью говорит Ламара. - Она расспрашивала, есть ли какие-либо пожелания насчет национальности, внешности женщины, которая должна стать донором ооцитов. Но я повторяла слова Миши о будущей жене: она должна быть умной и доброй. Как того требует закон, мне не сообщили, как она выглядит и как ее зовут". Ламара знает только суррогатных мам, которые и выносили драгоценный груз. Чтобы увеличить вероятность успешного исхода, было решено, что их будет две.
Беременность наступила с первой же попытки у обеих сурмам, что бывает крайне редко. А какое же счастье испытала бабушка, когда УЗИ показало: у каждой из них двойня. 6 января 2011 года в одной из московских роддомов родились Иоаннис и Феохарис, а через два дня - Михаил и Мария. Ламара Феохаровна протягивает листы, на которых отсканированы по две фотографии малышей: на каждой будто одно лицо. "Это два Миши: отец и сын, - улыбается она. - Удивительно похожи".
За "яслями" ухаживают в шесть заботливых рук: сама Ламара, ее младшая сестра и няня. Муж развелся с Ламарой незадолго до рождения внуков, которых до сих пор и не видел. Сейчас счастливое семейство живет в доме под Лобней, куда пригласили их на лето, подальше от душного мегаполиса, родственники - семья Евтима и Тамары Гавриловых, воспитавших пятерых сыновей. Они строят планы: скоро крестины, на которые крестные приедут не только из России, но и из Украины, Грузии, Греции. Ламара уже предвкушает, как будет учить языкам малышей, ведь она знает английский, французский, грузинский, турецкий, греческий... И не сомневается, что она обеспечит детей всем необходимым, чтобы сделать их счастливыми. Средств, чтобы поднять их на ноги, и сил, несмотря на то, что ей 57 лет, говорит, вполне достаточно.
Но вот беда: малышам уже почти пять месяцев, но до сих пор у них нет свидетельства о рождении. Бабушкинский районный ЗАГС отказал Келешевой в регистрации, сославшись на то, что услугами суррогатной матери в нашей стране могут воспользоваться только супружеские пары. Тогда она обратилась в Бабушкинский суд. Напомню, летом 2010 года этот суд вынес первое - прецедентное для России решение об обязании районного ЗАГСа зарегистрировать ребенка, родившегося по программе суррогатного материнства, для одинокого мужчины. Впервые не только в России, но и в Европе папа-одиночка получил свидетельство о рождении "суррогатного" ребенка с прочерком в графе "мать". Но в случае с Келешевой Бабушкинский суд вынес противоположное решение, посчитав, что "действующее законодательство содержит требование о нахождении супругов, намеренных воспользоваться программой суррогатного материнства, в браке". Почему судьи одного и того же суда по-разному трактуют закон?
А в итоге получается: дети есть, и детей вроде бы нет. Получается, чтобы у малышей наконец-то официально появилась мать, фамилия и имя, прописка и медицинский полис, Ламаре Келешевой надо решаться на брак, пусть и фиктивный? В противном случае дети будут зарегистрированы как сироты.
Келешева подала кассационную жалобу в Мосгорсуд. Дело будет рассматриваться 8 июня. "Если и после этого дети не будут вырваны из правового вакуума, обращусь в Верховный суд", - утверждает она. Причем она не желает, чтобы в графе "мать" у детей стоял прочерк, поэтому не хочет становиться опекуном для них, несмотря на то что ее заверяют: это более выгодно, ведь на каждого ребенка в таком случае получала бы ежемесячно 12 тысяч рублей. "Я хочу, чтобы меня записали матерью", - подчеркивает она.
www.rg.ru
- Центральный офис IRTSA Ukraine полностью восстанавливает работу
- Как мы работаем во время пандемии COVID-19
- 1-й Международный конгресс по репродуктивному праву
- Оказывается, вес мужчины способен негативно влиять на результаты ЭКО
- Первая в мире женщина с пересаженной маткой показала своего малыша
- Криоконсервация поможет бесплодным женщинам ощутить радость материнства
- Супермодель Тайра Бэнкс пытается забеременеть с помощью ЭКО
- Французским ученым удалось вырастить человеческие сперматозоиды in vitro
- По слухам Кэмерон Диаз беременна двойней
- В Коста-Рике разрешили лечение бесплодия после 15 лет запрета








